ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА

25 октября 2017 г. состоялась научная конференция «ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК».

В 10 часов утра в ауд. УК 300 собрались студенты и преподаватели БГТУ им. В.Г. Шухова, чтобы в рамках научной конференции отметить 100-летие Октябрьской революции, обсудить уроки и выводы.

Организатор конференции – кафедра социологии и управления.

Открыл конференцию В.Ш. Гузаиров, завкафедрой социологии и управления, кандидат социологических наук, профессор.  В своем вступительном слове Владислав Шамилевич отметил, что Октябрьская революция – это важнейшее политическое событие ХХ века, оказавшее историческое влияние на процесс мирового развития человечества. По прошествии века до сих пор нет однозначной оценки данного события, так как в дискуссионном споре часто не столько выясняют истинные причины произошедшего исторического события, сколько предъявляют доказательства правильности или ложности выбранного пути после Октябрьской революции. Определенная часть аналитиков, представители общественности придерживаются точки зрения, что это событие исторического развития России – национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне и установлении тоталитарной системы управления государством. Другие считают, что выбор некапиталистического пути развития обеспечил высокие темпы роста экономики, науки, сельского хозяйства. В заключении В.Ш. Гузаиров подчеркнул, что объективное изучении революционных событий позволяет нам сегодня осознать преемственность лучших традиций в развитии страны от Российской Империи к Российской Федерации. А из событий 1917 года можно сделать однозначный вывод о том, что нельзя допускать новых классовых, национальных, этнических столкновений, способных подтолкнуть народ к государственной и социальной катастрофе.

С докладом на конференции «Октябрьская революция: уроки и выводы» выступил В.В. Моисеев, доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления, действительный член (академик) Российской академии естественных наук (РАЕН). Владимир Викторович отметил, что революционные выступления в стране встревожили буржуазию. С отчаянием председатель Государственной думы М.В. Родзянко обращался к императору: «Ваше величество... я вас предупреждаю, я убежден, что не пройдет трех недель, как вспыхнет такая революция, которая сметет вас, и вы уже не будете царствовать». Но все попытки председателя Госдумы убедить царя в предотвращении грозящей режиму опасности вызывали у венценосца лишь раздражение.

 

К октябрю 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усиливалось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в городах. В ряде мест хлебные очереди начали громить лавки и магазины.

В революционной ситуации В.И. Ленин в письмах в Центральный Комитет партии («Большевики должны взять власть», «Кризис назрел», «Марксизм и восстание») настаивал на вооруженном восстании. Им был разработан детальный план вооруженного захвата власти в Петрограде, который лег в основу деятельности партии большевиков, которые на VI съезде, проходившем с 26 июля по 3 августа, взяли курс на вооруженное восстание.

В.И. Ленин вечером 24 октября направил членам ЦК партии письмо, в котором призывал их к более решительным действиям, утверждая, что в сложившейся ситуации промедление смерти подобно. ЦК согласился с вождем и санкционировал штурм Зимнего дворца, где заседало Временное правительство. 24 октября от Смольного, где размещался штаб восстания, в разные концы Петрограда спешили вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат. В соответствии с планом Ленина они стали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказывал им ни малейшего сопротивления. По залпу «Авроры», стоявшей недалеко от Зимнего дворца, начался штурм Зимнего. Гарнизон, охранявший дворец, сдался практически без боя – погибло всего несколько человек. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. Вооруженное восстание по захвату власти в Петрограде закончилось полной победой большевиков во главе с В.И. Лениным.

Провозгласив себя первым в мире государством рабочих и крестьян, партия большевиков во главе с В.И. Лениным заявила на весь мир о том, что фабрики и заводы принадлежат рабочим, а земля – крестьянам, что партия большевиков будет по-новому управлять первым в мире социалистическим государством.

Такова вкратце история свершения Великой октябрьской социалистической революции, как это событие называлось 70 с лишним лет, с октября 1917 г. по декабрь 1991 г., когда произошла реставрация капитализма в России.

Каковы же уроки и выводы, которые либо уже сделаны, либо их предстоит заново осмыслить спустя 100 лет?

Во-первых, Октябрьскую революцию совершила не кучка заговорщиков, а доведенный до отчаяния российский народ. Социальная (социалистическая) революция стала возможной потому, что в стране сложилась революционная ситуация. Все ее основные признаки (и условия) были налицо: верхи не могли управлять по-старому, а низы не хотели жить по-старому; в стране произошло обнищание народа, обострение нужды и бедствий выше обычного, чему во многом способствовала империалистическая война, в которую ввязалось царское правительство; в России действовала партия большевиков во главе с признанным вождем, которая смогла поднять народ на революцию, чтобы свергнуть ненавистную власть капиталистов и помещиков.

Во-вторых, вооруженному захвату власти в Петрограде в октябре 1917 г. предшествовала длительная организаторская работа в массах. Организаторская работа увенчалась созданием вооруженных отрядов революции: Красной гвардии, которая стала основной формой организации вооруженных сил пролетариата во время подготовки и осуществления Октябрьской революции. В первые месяцы Советской власти численность Красной гвардии превышала 463,1 тыс. вооруженных бойцов.  Если перевести на военный язык, то это более 20 кадровых дивизий. Таким образом, у организаторов революции был четкий план вооруженного восстания и были реальные силы для его успешной реализации.

В-третьих, партия большевиков во главе с Лениным проводила огромную политическую работу в массах, революционизируя их, готовя к решающим сражениям за власть. Политическими лозунгами почти всех митингов, собраний, демонстраций, забастовок и других форм борьбы были призывы «Долой царя!», «Долой царское правительство!», «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!». И конечно, большевики настаивали и объясняли доходчиво на примерах – «так дальше жить нельзя». Народ поверил большевикам и их призывам еще и потому, что был доведен прежними политиками до отчаяния. И терять ему было нечего, кроме «своих цепей». Большевики из искры недовольств царским и после Временным правительством сумели раздуть пожар революции, в котором в феврале 1917 г. сгорел царизм, а через несколько месяцев – и капитализм.

Вывод из этого напрашивается такой: нельзя доводить народ до отчаяния, до революции. Вместо этого следует своевременно проводить назревшие реформы, заботится не на словах, а на деле о гражданах России. Жаль, что этот вывод не сделала нынешнее правительство, стараниями которого в Российской Федерации в настоящее время насчитывается свыше 20 000 000 бедных. И это в стране, объявившей себя социальным государством. Статья 7-я Конституции РФ 1993 г. обязывает государство проводить политику, направленную на создание условий для достойной жизни. Чтобы не повторилась революция 1917 года.

Об уроках Октябрьской революции 1917 г. хорошо было сказано в выступлении К.Н. Лобанова, доктора политических наук, начальника кафедры педагогики и психологии  Белгородского института МВД России им. И.Д. Путилина. Ученый-политолог начал свое выступление с того, что в сознании россиян 1917 год связывается, прежде всего, со столетием Февральской революции и последующими за ней октябрьскими событиями. И не случайно. Ведь тысяча девятьсот семнадцатый справедливо считается переломным моментом новейшей истории, после которого Россия и мир уже не могли быть прежними и начали развиваться по новой социальной траектории. Многие государства под влиянием идей русского революционизма и практики постреволюционной модернизации развернулись от дикого капитализма к социальной ориентированной экономике, отказались от авторитаризма и формальной демократии в пользу открытой и диверсифицированной системы власти и управления, перестали подавлять личность и предоставили людям больше прав для самореализации. Все это стало возможным благодаря глубокому осмыслению русского опыта, его творческой переработке в сферах экономического моделирования, государственного строительства и социальных взаимоотношений. А что же россияне? Как у них обстоит дело с рефлексией? Иначе говоря, усвоили ли они собственный опыт, извлекли ли уроки из своего прошлого?

Глядя с высоты текущего дня на минувшее, отметил Константин Николаевич, трудно дать однозначный ответ на поставленные выше вопросы. Вероятно, правильнее было бы сказать, что что-то россияне усвоили и извлекли из своего прошлого, а что-то нет. Да и вряд ли за сто лет - по историческим меркам - ничтожный срок, можно было целиком «переварить» всю эту глыбу исторического наследия.

Сегодня, по мнению ученого, мало кто в российском обществе сомневается в том, что очередная социальная революция для нашей страны противопоказана. Люди понимают в силу именно исторического опыта, что новые рукотворные катаклизмы приведут к гибели нацию и государство, а техногенные факторы современности могут придать этому процессу глобальный размах. В то же время мы видим, что в стране существует немало факторов, прямо или подспудно вызывающих недовольство людей. Прежде всего, это разительное имущественное расслоение, фактическое правовое неравенство, дефицит справедливости в обществе, слабая система социальной защиты, бедность значительной части населения. Вкупе эти неблагоприятные социальные явления свидетельствуют об относительном регрессе общественной системы и архаизации структуры общества, ведут к возрождению давно изжитых в мире классовых подходов и принципов социальной жизни. Обращаясь к событиям начала ХХ столетия, можно сказать, что череда российских революций как раз была вызвана резкой социальной дифференциацией, которая возмущала подавляющую часть общества, поднимая ее против остальной части общества.

В заключение своего выступления проф. К. Н. Лобанов подчеркнул: «Очевидно одно, ставить крест на русском революционном наследии и на том, что оно означает для самих россиян и для других народов рано, поскольку не на все вопросы найдены ответы, не весь опыт освоен и не все уроки извлечены. По разным причинам многое еще остается вне объективного, честного и глубокого анализа. И пока этого не произойдет - останется до конца не удовлетворенным главный запрос нашего времени на достижение и сохранение единства общества, на недопустимость гражданских расколов и противостояний, что, в свою очередь, является залогом безопасности и процветания для всего мирового сообщества».

Дискуссию об уроках Октября продолжил профессор В.О. Шелекета, доктор философских наук, профессор кафедры теории и методологии БГТУ им. В.Г. Шухова. Владислав Олегович подчеркнул философский аспект октябрьских событий, значение социалистической революции для судеб страны и её граждан.

С экономической точки зрения события того времени осветила профессор Е.Н. Чижова, доктор экономических наук, завкафедрой теории и методологии БГТУ им. В.Г. Шухова. Елена Николаевна проанализировала бедственное положение трудящихся, обострение их нужды и бедствий выше обычного в результате Первой мировой войны, чем и воспользовались большевики, призывая к свержению власти помещиков и капиталистов в 1917 году. Вывод, который должны вынести власть имущие из победы Октябрьской революции, состоит в том, чтобы не доводить людей до нищеты, граничащей с отчаянием, что этим могут воспользоваться те, кто выступает против действующей власти, кто использует любую ошибку для ее свержения. Об этом свидетельствует опыт так называемых «цветных революций».

 

С интересным сообщением выступил Ю.В. Астахов – доцент, кандидат социологических наук, докторант кафедры социальных технологий Института управления НИУ «БелГУ», член-корреспондент Академии муниципального управления и социальных технологий. С использованием презентации Ю.В. Астахов показал, что в канун столетнего юбилея двух революций – буржуазной и социалистической – представляются интересными результаты социологических исследований, проведённых учёными Института социологии РАН, которые задали россиянам вопросы о том, как эти события сказались не только на истории государства, но и на жизни их собственных семей. Прежде всего, выяснился печальный факт: наши сограждане плохо знают не только историю страны, но и летопись своих семей. Особого интереса ни к тому, ни к другому они не проявляют. Около трети (32%) затруднились ответить на вопрос, принес ли коммунистический эксперимент России «больше пользы или больше вреда». Еще почти столько же (29%) выбрали обтекаемый ответ «пользы и вреда примерно поровну». Остальные мнения разделились пополам: 19% видят в Октябрьской революции больше минусов, 21% – плюсов. То, что началось с залпа «Авроры», по мнению сегодняшних граждан, – и не рывок и не провал. Это история, какая уж есть.

С сообщением о роли железнодорожного транспорта в победоносном свершении революции и триумфальном шествии Советской власти выступил Ю.Ю. Буряк, канд. исторических наук, ст. преп. кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова. Свое интересное выступление молодой преподаватель сопровождал демонстрацией презентации и даже отрывком из документального фильма, переносящего участников конференции в события 100-летней давности.

 

С интересными сообщениями на научной конференции выступили и студенты-первокурсники. Так, Иван Атласов, студент МОП-16 рассказал о подготовке вооруженного захвата власти в октябре 1917 года. Темой выступления Ильи Пономарева, студента ЭТ-12 стали «Причины Октябрьской революции и её последствия». Студентка ЭК-11 Дарья Сидорова рассказала о взаимоотношениях церкви и государства после победы Октябрьской революции. Её выступление удачно дополнил Иван Ткачев, студент ТМ-12, тема сообщения которого называлась: «Революция 1917 года и гонения на Русскую православную церковь».

Свой вклад в освещение  проблем, связанных с революцией, внесли и другие студенты, приславшие целый ряд интересных научных статей, подготовленных с помощью преподавателей. Среди них:

Беляев Юрий  (М-11) «Переворот или революция»,
Вадим Перегудов (ЭК-11) «Оружейная промышленность России к 1917 году»,
Елена Масалитина (ЭБ-14) «Отражение Октябрьской революции в отечественной культуре»,
Дмитрий Шатохин  (МОП-16) «Петроград – колыбель трех революций»,
Юлия Варавина, (3-й курс), «Влияние Октябрьской революции на развитие отечественной архитектуры 1920-х годов».
Юлия Ершова (3-й курс), «Социальные метаморфозы после Октябрьской революции» и др.

Из статей, присланных в Оргкомитет научной конференции (а всего поступило более 30 работ преподавателей и студентов) готовится сборник материалов с рабочим названием ««ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК».

Таким образом, научная конференция, подготовленная Оргкомитетом во главе с проф. В.В. Моисеевым (сопредседатель проф. В.Ш. Гузаиров) при активном участии профессорско-преподавательского состава кафедры социологии и управления, стала заметным событием в жизни университета.

профессор, д-р истор. наук В.В. Моисеев

       

 

 

Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки